О проекте концепции ранней помощи детям из группы риска и с инвалидностью

Минтруд РФ представил проект концепции ранней помощи детям из группы риска и с инвалидностью. Документ предусматривает оказание комплексной помощи детям-инвалидам и детям с особенностями развития в возрасте до трех лет. Концепция предполагает социальное и методическое сопровождение семей с такими детьми вплоть до разработки индивидуальных программ.

Безусловно, появление в семье особенного ребенка меняет образ жизни всех членов семьи. У родителей появляются дополнительные трудности, к которым многие не были готовы.  Чаще всего они не знают, где и как  можно получать медицинскую, социальную, психолого-педагогическую помощь для своего ребенка. Службы, оказывающие помощь ребенку и семье, разобщены, чаще всего между ними отсутствует межведомственное взаимодействие, что в свою очередь ограничивает возможность реализации комплексного подхода и снижает эффективность реабилитационной и абилитационной работы. Особенно остро эти проблемы ощущаются в муниципалитетах и отдаленных районах. Более того, уже сложившаяся практика оказания реабилитационных услуг осуществляется преимущественно в отношении ребенка, и гораздо в меньшей степени в отношении семьи и родителей.

Важно отметить и то, что документ предусматривает оказание комплексной помощи  детям с особенностями развития в возрасте до трех лет, так как первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка.  В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. Если начать проводить реабилитационные мероприятия уже с малого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что  в свою очередь позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.

В рамках реализации концепции предусматривается, что у каждой семьи, воспитывающей особенного ребенка, появится специалист-координатор, это поможет родителям ориентироваться и максимально использовать существующие медицинские, психолого-педагогические, социальные, правовые ресурсы во благо ребенка. Это комплексная работа, целью которой является предупреждение инвалидности и профилактики социального сиротства